OOPS. Your Flash player is missing or outdated.Click here to update your player so you can see this content.
You are here: Главная Отделы церкви Отдел Субботней школы Урок субботней школы № 1. От чтения — к пониманию
Урок субботней школы № 1. От чтения — к пониманию Печать E-mail
Автор: Павел Луговой   
23.12.2019 21:51

Урок субботней школы № 1. От чтения — к пониманию

Второй вариант проведения урока Субботней школы

Третий вариант проведения урока Субботней школы

Памятный стих: «Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь?» (Деян.8.30).

Вступление. Наш первый урок в большей степени будет познавательным и как вступление. Но без понимания этих идей нам будет труднее понимать дальнейшие темы урока. Поэтому давайте с самого начала настроимся на понимание материала, чтобы нам дальше было легче воспринимать остальное в этом квартале.

«Необходимо намного более тщательное изучение Слова Божьего. Как никогда прежде в истории нашего движения именно теперь следует уделять особенное внимание книге Даниила и Откровению… Свет, полученный Даниилом от Бога, предназначался особым образом для наших дней» (Э. Уайт. Свидетельства для проповедников, с. 112, 113).

 

I. Чтение книг.

— Ну, что? Читали книгу?
— Читал, ваше превосходительство.
— О чем же вы читали, любезнейший? А ну-ка, расскажите!…
— Забыл, ваше превосходительство…
— Значит, вы не читали или, э-э-э… невнимательно читали! Авто-мма-тически! Так нельзя!
А. П. Чехов. Чтение

- Какие существуют способы восприятия информации человеком?
Существуют 4 типа восприятия информации:
• с помощью зрения - ведущий визуальный канал;
• с помощью слуха - ведущий аудиальный канал;
• с помощью ощупывания предметов - ведущий телесно-чувствительный канал (кинестетический);
• с помощью логических рассуждений - ведущий логический канал (цифровой, дигитальный).
- Как воспринимается информация?
Мышление. Когда человек с чем-то знакомится, он вспоминает сведения, которые уже знает.
Коммуникация. Человек может назвать что-либо.
Эмоции. На разные явления человек реагирует по-разному.
Воля. Человек может организовать восприятие.
В 1940 году Мортимер Адлер написал труд под названием «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений», который сейчас считается классическим. В этом исследовании выявлено, что существует четыре разных способа чтения.
Элементарный.
Это именно то, что подразумевается под этим словом. Этот навык мы получаем в начальной школе, и он означает только то, что мы можем прочитать слова на странице и понять их смысл, а также следовать за основным сюжетом, но ничего более.
Инспекционный.
Это чтение скользящим взглядом, то, что мы называем «поперек листа». Мы смотрим в начало страницы, затем переходим к ее концу, попутно стараясь зацепить основные ключевые моменты и понять течение мысли автора. Это часто приходится делать, когда есть необходимость в освоении больших учебных или рабочих материалов в условиях дефицита времени.
Аналитический.
Это когда вы действительно погружаетесь в текст. Вы читаете медленно и внимательно, вы делаете заметки, вы ищете слова, которые не понимаете, и следуете по ссылкам, которые приводит автор. Основная ваша задача в этом случае — полное понимание и усвоение тех идей, которые изложены в тексте.
Исследовательский.
В основном используется писателями, научными и творческими работниками. При этом вы читаете одновременно несколько книг на одну тему в поисках подтверждения или опровержения собственных теорий по данному вопросу. Это довольно специфический способ чтения, который связан скорее с работой, а не с хобби или удовольствием.

II. Понимание прочитанного.

"Некоторые книги достаточно просто попробовать, другие хочется проглотить одним махом, а есть такие, которые приходится долго разжевывать и переваривать". Фрэнсис Бэкон
Общие стратегии для понимания текста
Их может использовать каждый человек, который хочет подтянуть этот навык:
Делать выводы.
В повседневной жизни мы называем это «чтением между строк». Это означает соединить части текста, которые могут быть не связаны напрямую, чтобы сформировать разумный вывод.
Планировать и наблюдать.
Эта стратегия помогает выработать к тексту осознанное отношение и обращать на него все внимание. Предварительно осматривая оглавление, выделенные слова, можно сформировать цель для чтения, чтобы ответить на вопрос: «Что я намерен вынести из этой информации?»
Задавать вопросы.
Чтобы укрепить свое понимание текста, читатель должен развить собственное мнение о стиле письма, мотивах, содержании и многом другом. Никогда не читайте текст пассивно, всегда задавайте себе вопросы по содержанию. Полезно будет периодически заходить, к примеру, на Википедию для дополнительной информации.
Определить важность.
Выясните, какие важные идеи и сообщения есть в тексте. Установите как прямые, так и косвенные.
Визуализация.
С помощью этой сенсорной стратегии читатели формируют ментальные и визуальные образы содержимого текста. Возможность визуального общения позволяет лучше понимать текст, чтобы создать эмоциональные реакции. Как известно, враг памяти — отсутствие интереса и какой-либо вовлеченности.
Синтез.
Вы берете несколько прочитанных текстов и начинаете сравнивать их и искать пересечения, то есть находить что-то общее.
Создавать связи.
Ищите личную связь с текстом. Например, вспомните историю из жизни, которая гармонирует с текстом или оспаривает его.

III. Книга Даниила.

а. Структура книги.

Книга Пророка Даниила четко разделяется на две части и написана на двух языках: еврейском и родственном ему арамейском. Гл. 1-6 — биографические, а гл. 7-12 — апокалиптические.
Переход с одного языка на другой не нарушает единства повествования, напротив, использование арамейского языка скорее объединяет обе части книги и служит указанием, что центральная весть содержится в гл. 2-7. Если это так, тогда гл. 1 выступает в качестве введения, а в гл. 8-12 рассматриваются модели мировой истории, представленные ранее.
Центральная часть (гл. 2-7) отличается обычной для текстов Ветхого Завета структурой. Гл. 2 и 7 представляют видения четырех мировых империй, выступающих против царства Бога. В гл. 3 и 6 повествуется о чудесных избавлениях Божьих. В гл. 4 и 5 описываются суды Божьи над властителями мира. Таким образом, темы, затронутые в гл. 2, 3 и 4, в обратном порядке повторяются в гл. 5, 6 и 7. Этот прием «повествовательного зеркала», или обратного параллелизма, адресован тем, кто знаком с такой литературной структурой, и призван создать впечатление нарастающей радости.
События в гл. 1-6 действительно следуют в хронологической последовательности, но откровения в пределах всей книги носят характер прогрессивного параллелизма, охватывая один и тот же период. Такая литературная структура напоминает винтовую лестницу, которая устремляется ввысь, закручиваясь вокруг своей оси (в нашем случае — оси времени) и представляя нашему взору все более ясное и полное видение вещей. Итак, исходный материал один и тот же, но видение его постепенно расширяется и становится раз от разу полнее.
В нашем уроке приводится следующая структура книги Даниила:
А. Видение Навуходоносора о четырех царствах (Дан.2).
Б. Бог спасает друзей Даниила из огненной печи (Дан.3).
В. Суд над Навуходоносором (Дан.4).
В’. Суд над Валтасаром (Дан.5).
Б'. Бог спасает Даниила из львиного рва (Дан.6).
А'. Видение Даниила о четырех царствах (Дан.7).
Очень важно понять вопрос об апокалиптических книгах в Библии (Даниила и Откровение).
Апокалиптические пророчества имеют свои особенности, которые мы должны учитывать, чтобы их правильно понять:
Исполняется один раз в истории.
Апокалиптическое пророчество является безусловным и исполняется только один раз. В нем может содержаться несколько духовных и назидательных уроков, но оно указывает на пророчество, которое исполняется единожды в истории. Это является логическим следствием исторического подхода, рассматривающего апокалиптическое пророчество как развитие истории от времени пророка до последнего времени.
Повторение.
Книга Даниила (так же как и книга Откровение) использует принцип повторения. В Дан.2 дается обзор мировой истории со времен пророка до конца времен.
Затем в главах 7, 8, 10–12 информация из второй главы кратко повторяется с иной перспективы и добавляет новые детали. Как отметил один автор, 2-я глава книги Даниила изображает восстановление Царства; 7-я — восстановление Царя; 8-я глава — восстановление святилища; главы 10–12 — восстановление народа. Ясное понимание принципа повторения определяет рамки для толкований различных пророческих цепочек Даниила, особенно 11-й главы его книги.
Принцип «день за год».
В апокалиптическом пророчестве используется символизм, включающий в себя определенные периоды времени. Если учитывать символический контекст апокалиптических пророчеств и масштаб происходящих в них событий, то буквальное понимание этих периодов не имеет смысла. Поэтому их следует понимать в соответствии с принципом, согласно которому один день в пророчестве равен одному году в реальной истории. Тексты из книг Числ.14.34 и Иез.4.5-6 подтверждают данный принцип.

б. Христоцентричность.

- Что говорят нам следующие тексты на эту тему?
Иоан.5.39.
• ВСЕ Писание содержит в центре внимания Христа и ведет каждого читателя к Нему (если он это позволит).
Лук.24.25–27.
• Поэтому очень важно читая Писание ВИДЕТЬ Христа и ПОНИМАТЬ: что Он делал и делает.
Познание Иисуса — одна из важнейших целей изучения Библии. Все Священное Писание от Бытия до Откровения свидетельствует об Иисусе. В Новом Завете около 200 ссылок на книгу Даниила. Она цитируется так же часто, как две самые цитируемые в Новом Завете книги — пророка Исаии и Псалтирь. Определенно, Даниилу есть что сказать об Иисусе.
Рассмотрим шесть библейских принципов, которые помогут нам сконцентрироваться на познании Христа в книге Даниила.
Во-первых, Иисус раскрывается в искупительно-исторической прогрессии Даниила. Иисус — это цель раскрывающейся истории спасения, изображенной в пророчествах Даниила. Книга Даниила открывает нам Иисуса, так как вся история взаимоотношений Бога со Своим народом и миром достигает кульминации в Иисусе.
Во-вторых, Иисус представлен в книге как образец исполнения обетований, о которых идет речь в пророчествах Даниила. Например, в 7-й и 9-й главах Иисус — Сын Человеческий и грядущий Мессия.
В-третьих, согласно типологии (область библейского толкования), Бог определил некоторые личности, предметы, институты и исторические события Ветхого Завета как прообразы, указывающие на Иисуса Христа (см. А. Болотников. Евангелие в ветхозаветном святилище, с. 49–55). Так и в книге Даниила некоторые личности (Сын Человеческий, Михаил), институты (святилище), ритуалы (жертвоприношение) раскрывают Иисуса и проливают свет на важные аспекты плана спасения.
В-четвертых, некоторые тексты книги Даниила по аналогии соответствуют личному опыту Иисуса. Например, давление на друзей Даниила, выраженное в словах глашатаев «падите и поклонитесь золотому истукану» (Дан.3.5), перекликается с искушением дьявола в пустыне: «И говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Матф.4.9). Верность друзей Даниила в некоторой степени отражает совершенное послушание Иисуса Своему Отцу.
В-пятых, Иисус также упоминается в сквозных темах книги Даниила, охватывающих оба завета и ведущих к Иисусу в Новом Завете. Например, тема спасения указывает на Иисуса как на Спасителя Своего народа.
В-шестых, изучение новозаветных ссылок на книгу Даниила — это еще один способ лучше узнать Иисуса. Например, в Откр.13.1–8 ссылка на Дан.7, в Матф.26.64 и Марк.14.62 Иисус ссылается на Дан.7.13 и называет себя «Сын Человеческий» (см. Sidney Greidanus, Preaching Christ from Daniel).

в. Шкала времени.

Внимательный читатель книги Даниила может увидеть Божественную шкалу времени, смотря на которую каждый здравомыслящий человек, анализируя историю, может четко понять: ГДЕ он находится в Божьем плане во времени.
Вторая глава Даниила описала временной период от 605 года до Н.Э. вплоть до вечности. Многие мыслящие люди эту главу так и называют «столбовой дорогой истории».
Все остальные главы Даниила или Откровения просто добавляют определенные штрихи к этой шкале времени и вкрапляют детали, которые происходят или будут происходить в истории.
Есть разные школы толкования книги пророка Даниила: футуризм (лат. futurum — будущее), претеризм (лат. praeter — проходить мимо, прошедшее, прежнее), историзм.
Историзм — это не просто одна из школ пророческого толкования, историзм — это подход, который лучше всего согласуется со Священным Писанием. Следующие аргументы показывают обоснованность историзма:
Во-первых, историзм — это метод толкования пророчеств, предложенный самой Библией. Например, последовательность пророчеств Даниила 2, 7, 8, 9 объясняется с точки зрения историзма. Череда мировых империй, после которых устанавливается Царство Божье, охватывает период времени, простирающийся от вавилонских/персидских времен до последнего времени.
Во-вторых, большие исторические периоды времени и универсальные временные рамки апокалиптических пророчеств (1260, 2300, 490 лет), которые охватывают царства и в итоге приближают к Божьему Царству, могут быть лучше объяснены в соответствии с историческим подходом.
В-третьих, Иисус понимал будущее разрушение Иерусалима в 70 н. э. (см. Матф.24:15–20; Лук.21:20–22) как исполнение пророчества Дан.9:26-27. Также и Павел ссылается на ряд пророческих событий, которые должны исполниться в истории до Второго пришествия Христа (см. 2Фес.2:1–12).
В-четвертых, исторический подход использовался отцами ранней церкви и реформаторами. Блаженный Августин начал использовать этот подход, отождествив Царство Божье с христианской церковью, а Тысячелетнее царство — с христианской эрой.
В-пятых, исторический подход основан на предположении, что Бог на протяжении столетий человеческой истории продолжает осуществлять план спасения до его полного завершения. В событиях апокалиптических пророчеств нет пробелов в Божьем искупительном плане.

IV. Применение знаний.

Теперь мы подойдем к самому интересному в этом уроке. В свое время Филипп задал этот вопрос министру финансов Ефиопии.
Деян.8.30.
- Как мы можем ответить на этот вопрос, отложив книгу (не важно какую), которую только что читали?
Деян.8.31.
• Оставить свои амбиции и попросить того, кто может помочь понять прочитанное (это нужно на начальном этапе чтения Библии или Духа пророчества).
2Петр.1.19-21.
• В молитве просить Автора Писания помочь понять нам все прочитанное.
Втор.29.29.
• Если Бог что-то нам открывает, то нам необходимо выполнять то, что мы ясно поняли.
• В этом понимании и послушании открытой истины необходимо воспитывать своих детей.
- А если мы не будем исполнять все открытое и понятое нами?
Иер.8.13.
• Бог может забрать от нас то знание, которое в свое время дал нам (см. Матф.25.26-29.).
- Что еще Бог желает, чтобы мы делали с понятой и примененной нами истиной?
Прит.22.21.
• Бог ожидает, чтобы истина не складировалась в нашем разуме, но и передавалась дальше (а это уже влияет на нашу память, как лекарство от склероза).

Заключение. Несмотря на то, что состояние современного мира кажется безнадежным, Бог по-прежнему Владыка всего. Со страниц книги Даниила сияет надежда. Христос был возведен на небесный престол как наш Верховный вождь и Первосвященник в небесном храме. По мере того, как разворачивается человеческая история, Бог продолжает осуществлять Свой замысел, чтобы победить зло и установить Свое вечное Царство. Как говорила Эллен Уайт: «Нам нечего бояться будущего, если только мы не забудем путь, которым Господь вел нас» (Свидетельства для служителей, с. 31). Поэтому будем изучать книгу Даниила с верой и со страстным желанием понять ее смысл.

Обновлено для 02.01.2020 08:35
 

Статистика

Пользователи : 1
Статьи : 1618
Ссылки : 20
Просмотры материалов : 2066462

Кто на сайте

Сейчас 20 гостей онлайн