OOPS. Your Flash player is missing or outdated.Click here to update your player so you can see this content.
You are here: Главная Отделы церкви Отдел Субботней школы Урок субботней школы № 7. Из львиного рва — в прибежище ангела
Урок субботней школы № 7. Из львиного рва — в прибежище ангела Печать E-mail
Автор: Павел Луговой   
04.02.2020 15:11

Урок субботней школы № 7. Из львиного рва — в прибежище ангела

Второй вариант проведения урока Субботней школы

Третий вариант проведения урока Субботней школы

Памятный стих: «Тогда князья и сатрапы начали искать предлога к обвинению Даниила по управлению царством; но никакого предлога и погрешностей не могли найти, потому что он был верен, и никакой погрешности или вины не оказывалось в нем» (Дан.6.4).

Вступление. Наш урок основан на 6 главе Даниила. Все, что в ней происходило, связано с проявлением одного чувства в человеческих взаимоотношениях, которое называется завистью. Бернард де Мандевиль  — английский философ, сатирический писатель и экономист очень емко описал, что это за чувство. «Завистью мы называем ту низость нашей натуры, которая заставляет нас горевать и тосковать при виде того, что, по нашему мнению, составляет счастье других».

В центр этих страстей попал Даниил. В свои не очень честные дела они обманом и лестью втянули даже царя Дария. Мы в этом уроке посмотрим не только на то, как повел себя старец Даниил, и чем это закончилось для завистников, для Дария и для самого Даниила.
Цюй Юань – первый известный лирический поэт в истории Китая эпохи Воюющих Царств как бы описал в поэзии завистников в этой главе Даниила.
В стяжательстве друг с другом состязались,
Все ненасытны в помыслах своих,
Себе прощают, прочих судят строго,
И вечно зависть гложет сердце их.

 

1. Зависть.

- С проявлением какого человеческого качества столкнулись царь Дарий и Даниил в новой империи?
Дан.6.1-3.
• С чувством зависти (как положения в государстве, так и его способностей как человека).
А. Шопенгауэр — немецкий философ писал: «Человек при виде чужого достатка и наслаждения горше и больнее чувствует свою нужду и недостаточность — это естественно и неизбежно, лишь бы при этом не возникало ненависти к более счастливому: но в этом-то собственно и состоит зависть».
- Какие примеры зависти вы можете вспомнить в Библии? (выслушать ответы в классе СШ)
• Люцифер – Богу… (Ис14.13.)
• Каин – Авелю… (Быт.4.3-8.)
• Филистимляне – Исааку… (Быт.26-14.)
• Братья – Иосифу… (Быт.37.4-5.)
• Мариамь с Аароном (Корей, Дафан и Авирон) – Моисею… (Числ.12.1-2. Числ.16.2-3.)
• Саул – Давиду… (1Цар.18.6-9.)
• Асаф – грешникам… (Пс.72.3.)
• Ученики Иоанна – Христу… (Иоан.3.26.)
• Первосвященники – Христу… (Матф.27.12-18.)
• Диотреф – апостолам… (3Иоан.9-10.)

2. Действия зависти.

- К чему подвигла зависть коллег Даниила?
Дан.6.4-9.
• Они не смогли найти какого-то предлога по работе, чтобы убрать Даниила, поэтому решили сыграть на честолюбии царя.
• Они предложили царю подписать указ, который якобы утверждал царя в своих правах.
• Царь (а он был самый большой лентяй), не читая и не думая этот указ подписал.
• Этим указом он развязал руки завистникам Даниила.
• Теперь им оставалось предоставить царю факты против Даниила.
Л. Вовенарг — французский философ, моралист и писатель описал таких людей следующими словами: «Зависть не умеет таиться: она обвиняет и осуждает без доказательств, раздувает недостатки, возводит в преступление незначительную ошибку. Она с тупой яростью накидывается на самые неоспоримые достоинства».

3. Даниил в этой главе.

- Что в этой ситуации делает Даниил?
Дан.6.10.
• Он не отступает от своих принципов во взаимоотношениях с Богом.
- Почему Даниил продолжал это делать?
- И что это значило?
3Цар.8.46-50.
• Это одно из условий слышания Богом молитвы Своих детей из земли пленения (по молитве Соломона).
• Для Даниила было важнее отношения с Богом, чем подковерная возня этих сановников.
• Даниил из-за этого указа не желал менять религиозные принципы в своей жизни.
Оноре де Бальзак (французский писатель, один из основоположников реализма в европейской литературе) однажды сказал: «Обстоятельства переменчивы, принципы — никогда».
Даниил претворял это в своей жизни как политик, как гражданин, как верующий человек.

4. Проверка верности.

- Как происходила проверка верности Даниила Богу в связи с указом царя?
Дан.6.11-18.
• Люди целенаправленно следили за Даниилом (их не интересовали другие люди).
• Найдя факты, они напоминают царю об указе.
• Царь заверил, что указ неизменен.
• И тогда они, обвиняя Даниила, требуют исполнения указа.
• Затем они начинают давить на царя, чтобы он исполнил указ.
• Царь, сохраняя имидж, идет на их поводу, выполняя указ.
• Царь опечатал львиный ров, чтобы никто не спас Даниила.
• Царь понял, что он сделал великую глупость в своей жизни, но уже было поздно.
И. Крылов, описывая завистников, говорил:
Завистники на что ни взглянут,
Поднимут вечно лай, 
А ты себе своей дорогою ступай:
Полают да отстанут.
А царь, под таким давлением уже не мог проигнорировать то, что они сделали.

5. Награда верности.

- Что же произошло в этой истории дальше?
Дан.6.19-28.
• Царь не ел, ни спал всю ночь из-за всего случившегося.
• Рано утром бежит ко рву и жалобно зовет Даниила (мучает совесть).
• А Даниил (который хорошо выспался) бодро отвечает о своем опыте с Богом.
• Царь «чрезвычайно возрадовался» и приказал немедленно поднять Даниила из рва.
• Он тут же приказывает бросить в ров завистников с их семьями.
Антисфен (древнегреческий философ) говорил: «Как ржавчина съедает железо, так завистников — их собственный нрав».
• После этого царь прославляет Бога Даниила и издает указ о поклонении Богу по всей империи всем своим подданным.
• И, как следствие, Даниил еще при двух царях имел возможность совершать свое служение.

6. Лечение зависти.

- Как Бог «узаконил» лечение зависти?
Исх.20.17. (мое вольное изложение)
Не желай дома и обстановки ближнего твоего, не завидуй его положению и окладу. Даже не смотри в сторону его жены с похотью и с завистью на тех, кого он нанял, и они у него работают. Пусть у тебя не появляется желание иметь такую марку его машины и смартфоны как у его детей. Вообще пусть ничто, что у ближнего твоего не тянет возжелать такого же или даже лучшего.
• Фактически, во всем этом списке Бог говорит нам следующее: если Меня любишь, то у тебя не будет даже поползновения что-то иметь или желать того, что у другого человека.
Р. Декарт, математик, философ, физиолог, механик и физик размышляя об этой проблеме писал: «Нет ни одного порока, который так вредил бы благополучию людей, как зависть, ибо те, которые им заражены, не только огорчают самих себя, но и омрачают также радость других».
- Как Христос проиллюстрировал завистников в Своей притче во свете вечности и чем это для них закончилось?
Матф.20.1-16.
• Завистники (первые работники) в оригинале написано, что даже бросили деньги, т.е. отказались от спасения.
• Бог уговаривает учиться у Него такому отношению к другим людям.
• Но иногда эти уроки люди не воспринимают, и лишаются вечности.
- Как мы можем начинать избавляться от зависти?
1Тим.6.6-8.
• Первый шаг: должно прийти понимание того, что мы в этот мир ничего не принесли и не унесем.
• Второй шаг: прийти к пониманию своей зависимости от Бога во всем (пище и одежде).
• Третий шаг: это приведет нас к довольству тем, что Бог нам дал.
• Четвертый шаг: мы перестанем обращать внимание на своих ближних (и не только) и на их достаток (Пс.72.25.)
Ф. Бэкон, английский философ, историк, политик говорил: «Кто ведает лишь свои дела, мало находит пищи для зависти».

Заключение. Мошенничество и отсутствие надлежащего управления были проблемой с древних времен. Некоторые древние тексты Ближнего Востока также отражают атмосферу конкуренции, соперничества и интриг, царившую среди придворных ученых и советников, которые часто обращались к царю с обвинениями против реального или предполагаемого конкурента. Таким образом, в этом отношении ситуация, отраженная в приказе и наказании царя Дария, не была исключительной, поскольку князья и сатрапы хотели избавиться от Даниила. Возможно, именно зависть сыграла главную роль, учитывая, что царь хотел назначить Даниила своего рода премьер-министром. В связи с этой возможностью можно также вспомнить, что честность Даниила была камнем преткновения для тех, кто искал личных преимуществ и незаконной выгоды от своей государственной должности. Наконец, возможно, что эти коррумпированные чиновники восстали против Даниила, потому что он был евреем (см. Дан.6.13; ср. с Дан.3.12) и поэтому сохранял верность своему Богу, а не их богам.
Инесса Федотовская написала в свое время стих по нашей теме, который дает нам совет:
****
Никогда никому не завидуй,
Ни деньгам, ни овалу лица,
За хорошим бывает не видно,
Что скрывают за дверью сердца.
****
Не завидуй улыбке открытой,
Не сердись сгоряча на судьбу,
Ты не знаешь, как плакал навзрыд он,
Как улыбка досталась ему.
****
Не завидуй любви, если двое
Вместе за руки взявшись идут,
Неизвестно до этого сколько,
Они горя тащили хомут.
****
Не завидуй чужому успеху,
Что приходит душить перед сном,
Ты решишь - с ветерком он доехал,
А он шёл этот путь босиком...
****
Никому никогда не завидуй,
Ослепленный судить не спеши...
За хорошим бывает не видно
Всё отчаянье чьей-то души.
****

Обновлено для 06.02.2020 06:00
 

Статистика

Пользователи : 1
Статьи : 1677
Ссылки : 20
Просмотры материалов : 2137528

Кто на сайте

Сейчас 24 гостей онлайн